Галиаскар Камал

Галиаскар Камал – татарский литератор, автор драматургических произведений, общественный деятель и основоположник театрального дела в Татарстане. Он переводил произведения русских классиков и способствовал их постановке на подмостках в родном городе.

Настоящее имя писателя – Галиаскар Галиакбарович Камалетдинов. О детстве литератора известно немного. Он родился 6 января 1879 года в Арске. Отец мальчика работал кустарем, и семья не отличалась большим достатком.

Детство Галиаскар провел в деревне, откуда была родом его мать. Он наблюдал за тем, как течет жизнь в Нижней Марсе, и делал первые выводы об устройстве мира.

Образование будущий писатель получил в медресе «Госмания» и «Мухаммадия» в Казани. Юноша самостоятельно учил русский язык и по мере расширения горизонтов знаний открывал для себя мир русской драматургии и театра. О том, что Галиаскара увлекает творчество и литература, стало понятно, когда он был подростком, поэтому легко было предположить, что его биография будет связана именно с этими направлениями.

Творчество

Первой опубликованной пьесой, вышедшей из-под пера будущего драматурга, стало произведение «Несчастный юноша». Галиаскар написал его в 1898 году, а в 1907-м создал вторую редакцию. Главным лейтмотивом сочинения стали социальные вопросы и просветительские идеи, которые высказывал начинающий автор.Ярко выраженный демократ, он поощрял революционное движение 1905-1907 годов и стал основателем нескольких газет. В 1906-м появилось издание «Азат», что переводится как «Свобода», позднее «Азат халык» («Свободный народ»), а спустя 2 года в тираж вышли первые выпуски журнала «Яшен» («Молния»), который Галиаскар Камал выпускал совместно с поэтом Габдуллой Тукаем.

Юношеское увлечение театром не оставляло Камала и в старшем возрасте. Он пропагандировал развитие театрального дела и участвовал в создании первой постановки, презентованной публике в 1906 году. Драматург писал произведения для сцены, в которых сквозили реализм, актуальные конфликты и яркие характеры. Его пьесы легли в основу репертуара татарского дореволюционного театра.Постепенно юношеские просветительские идеи сменились высмеиванием необразованности, существующего режима и социальных устоев. Сатирические комедии драматурга стали олицетворением ситуаций, которые порождал ненавистный ему мир. Он использовал реальные случаи как основу произведений и выводил на сцену легко узнаваемых персонажей.

В 1908 году в театре прошла премьера комедии «Первое представление». Она описывала борьбу революционеров против организации национального театра. В образе главного героя выразилось все допотопное, что было ненавистно автору. В 1912 году зрители увидели постановку «Тайны нашего народа», в которой драматург срывал маску с поддерживающих царский строй, выдававших себя за благодетелей. В том же году вышла пьеса «Банкрот», развенчивающая идеи о честном составлении капитала, которые пропагандировали местные представители буржуазии.Драматургические произведения Галиаскара Камала стали показательными для татарских режиссеров и актеров того периода. Вместе с театральными единомышленниками писатель ратовал за развитие сценического жанра как инструмента воспитания публики и преподнесения мировой классической литературы.

Драматург попробовал себя в роли переводчика, и на сцене театра начали играть спектакли по пьесам Максима Горького на татарском языке. Театральный деятель также писал критические очерки и статьи, делился своими идеями о реализме на сцене.

Октябрьская революция и гражданская война вдохновили литератора. Он погрузился в создание произведений с советским духом, писал стихотворения и создавал инсценировки. Поддерживая активную гражданскую позицию, Камал стал артистом в рядах Красноармейской татарской труппы. Под псевдонимом Аулиа и компания автор писал сатирическую прозу, к которой с большим интересом относились рабочие и крестьяне. В 1921 году Галиаскар познакомил публику с пьесой «Милая Хафиза», рассказывающей о положительных сторонах народной революции и изменениях, которые она повлечет в области социальных отношений. В 1926-м литератор получил звание народного драматурга.

Любопытно, что, помимо театральной и литературной деятельности, Галиаскар Камал увлекался рисунком и каллиграфией. Он оказался автором многих изображений на социально-политическую тематику. Сотрудничая с типографиями издательств, мужчина уделял большое внимание модернизации татарской каллиграфии. Он также участвовал в работе художественно-постановочной части в театре, занимаясь оформлением спектаклей.

Личная жизнь

Галиаскар Камал реализовался в профессиональной и личной жизни. Литератор и общественный деятель был зятем известного в Казани купца Садыка Хайбуллина. Дочь торговца стала его женой, и новый родственник особенно уважал в Камале образованность и амбициозность.Купец имел свои планы на Галиаскара. Знание драматургом шариата могло пригодиться, если бы тот согласился стать имамом в мечети, которую построил Хайбуллин. Камала такие перспективы не прельщали. Компромисс был найден благодаря соглашению: зять стал продавать печатную продукцию.вадьба состоялась в 1900 году, и отец подарил в качестве приданного для любимой дочери особняк на улице Нариманова, который стоит в Казани и сегодня. Дети в семье появились спустя несколько лет. Галиаскар Камал был несказанно рад рождению сына в 1908 году.

Галиаскар Камал был женат дважды, второй его супругой стала девушка по имени Асма. У драматурга было 6 наследников : 5 сыновей и одна дочь.

Смерть

Татарский драматург скончался в 1933 году. Причины смерти литератора не стали поводом для обсуждений. Галиаскар Камал оказался одним из немногих татарских деятелей искусства, сумевших принять новый политический режим и продолжавших творить с вдохновением. Смерть драматурга стала утратой для национальной литературы и театра.

 
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International